На "Электронной неделе" обсудили нормативно-правовое обеспечение импортозамещения
Этому вопросу было посвящено заседание рабочей группы по нормативно-правовому обеспечению развития информационного общества на региональном уровне координационного совета по информационным ресурсам, технологиям и связи Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», которое проходило 29 июня 2016 года с 14 часов в конференц-зале Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (г. Барнаул, пр. Ленина, 7).
Председатель заседания: Маслова Наталья Рудегеровна – советник Губернатора Томской области.
Со вступительным словом выступил Поздерин Евгений Николаевич, начальник Управления информационных технологий и связи Алтайского края.
По вопросу: О нормативно-правовом обеспечении процесса импортозамещения в сфере информационных и технологий.
Выступил:
Хилов Павел Евгеньевич – Руководитель Экспертного центра электронного государства.
В правительстве пока нет чёткой концепции и понимания процесса импортозамещения. Пока есть : 149ФЗ - о российском программном обеспечении, и Постановление Правительства 1236 о прямом запрете импортного ПО в рамках госзакупок.
По обоснованию закупки импортного ПО пока нет никакой нормативки. В УФАС уже поступили первые жалобы с просьбой проверить обоснованность необходимости закупки импортного ПО.
Планы: внесение в 44ФЗ изменений, предусматривающих обязать Заказчика покупать ПО из Реестра. Аналогичных механизм рассматривается в отношении телекоммуникационного оборудования. К концу года будет создан Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ-технологий.
24 июня в администрации Президента прошло совещание по председательством Щёголева, на котором практика ведения Реестра ПО подверглась жёсткой критике. На самом деле, внесение ПО в Реестр на данный момент не является госуслугой, и поэтому на неё не распространяются общие регламенты госуслуг, Минкомсвязи пока это делает из внутренних ресурсов министерства.
Выступила
Травина Ирина - Ассоциация "СибАкадемСофт".
Что было выявлено:
Предложения:
1. Услуга внесения в Реестр программного обеспечения должна быть госуслугой. На неё должны распространяться все общие регламенты госуслуг.
2. Минкомсвязи должно доработать регламенты в части публикации все информации по ведению Реестра, том числе состав Экспертного совета, даты и протоколы заседаний Экспертного совета, экспертизы, решения.
3. Должны быть четко прописаны регламенты по отказу внесения ПО в Реестр, с обоснованием отказа.
4. Поскольку при закупке ПО необходимо оценить функциональные, технические и /или эксплуатационные характеристики ПО, заявители обязаны предоставлять возможность изучения этих характеристик, в частности, путем размещения демо-версий и/или trial-версий ПО.
5. Должны быть регламенты по содержанию в реестре актуальной информации, в частности, корректные ссылки на сайты производителей.
6. Должны быть регламенты по удалению ПО из Реестра, например, по причине выпуска нового релиза ПО и изъятия их гражданского оборота предыдущего релиза.
7. Предлагается для мультимедийного контента (электронные учебники, пособия, практикумы и пр.) создать отдельный Реестр, с другими требованиями, так как потенциальный размер такого реестра будет исчисляться сотнями тысяч записей, что существенно усложнит работу госорганов при подготовке к госзакупке.
8. Необходима процедура и регламенты по актуализации разделов и классов по уже внесённому в Реестр ПО в связи с новым классификатором.
9. В связи с тем, что Реестр потенциально может содержать десятки и сотни тысяч записей, необходим инструментарий для работы госорганов с Реестром, с поисковыми и аналитическими функциями, для сокращения времени подготовки к госзакупкам ПО.
Председатель заседания: Маслова Наталья Рудегеровна – советник Губернатора Томской области.
Со вступительным словом выступил Поздерин Евгений Николаевич, начальник Управления информационных технологий и связи Алтайского края.
По вопросу: О нормативно-правовом обеспечении процесса импортозамещения в сфере информационных и технологий.
Выступил:
Хилов Павел Евгеньевич – Руководитель Экспертного центра электронного государства.
В правительстве пока нет чёткой концепции и понимания процесса импортозамещения. Пока есть : 149ФЗ - о российском программном обеспечении, и Постановление Правительства 1236 о прямом запрете импортного ПО в рамках госзакупок.
По обоснованию закупки импортного ПО пока нет никакой нормативки. В УФАС уже поступили первые жалобы с просьбой проверить обоснованность необходимости закупки импортного ПО.
Планы: внесение в 44ФЗ изменений, предусматривающих обязать Заказчика покупать ПО из Реестра. Аналогичных механизм рассматривается в отношении телекоммуникационного оборудования. К концу года будет создан Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ-технологий.
24 июня в администрации Президента прошло совещание по председательством Щёголева, на котором практика ведения Реестра ПО подверглась жёсткой критике. На самом деле, внесение ПО в Реестр на данный момент не является госуслугой, и поэтому на неё не распространяются общие регламенты госуслуг, Минкомсвязи пока это делает из внутренних ресурсов министерства.
Выступила
Травина Ирина - Ассоциация "СибАкадемСофт".
- Изучен https://reestr.minsvyaz.ru/ , выложенные на нём Правила ведения реестра, Правила подготовки обоснований.
- Изучен РЕЕСТР, на данный момент включающий 1186 записей.
- Были выборочно изучены сайты производителей.
- Были проанализированы критерии, предъявляемые к ПО,
- И также классы ПО.
- Были изучены практики применения классов ПО к заявляемому ПО.
- Проанализирована география производителей.
Что было выявлено:
- Не опубликован полный список членов Экспертного совета.
- Не публикуется информация о проведённых заседаниях ЭС и протоколы заседаний.
- В случае отказов внесения в реестр не публикуются причины отказа.
- Сроки оказания данной услуги превышают 30 дней.
- юридических оснований для включения в реестр только 5 пунктов, а для не включения в реестр добавляется ещё один - решение экспертного совета (отрицательным только в случае несоответствия вышеозначенным 5 пунктам, но есть пункт 24 в Правилах реестра):
- В случае если в ходе рассмотрения заявления экспертным советом будет установлено, что заявителем представлены подложные документы и (или) недостоверные сведения и (или) заявитель не представил пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем вторым пункта 22 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней со дня направления указанного запроса, экспертный совет в письменной форме информирует об этом уполномоченный орган, при этом экспертное заключение не подготавливается.
- На основании этого пункта можно осуществлять любые запретительные действия не информируя заявителя.
- правила ведения реестра содержат большое число регламентирующих пунктов, обязывающих взаимодействовать с заявителем в течение нескольких дней, но этого не происходит по факту.
- Не устанавливается факт наличия работающего ПО (сайты некоторых производителей не дают возможности установить факт наличия ПО).
- Не проводится экспертиза по корректности работы ПО.
- Не проводится экспертиза по соответствию заявленного и реализованного функционала ПО, нет возможности на сайте производителя проверить функционал ПО.
- Производители вносят в реестр всю линейку отдельных программных компонент к одному продукту, которые не работают отдельно от основного продукта, причем находятся в разных классах. Такой подход сильно затруднит изучение ПО с целью закупки, усложнит подготовку обоснований, что приведёт к дополнительным серьезным издержкам при подготовке к закупке ПО.
- Производители вносят в реестр контент, такой как интерактивные учебники и учебные пособия, отнеся их к классу «Информационные системы для решения отраслевых задач».
- Классификатор был размещен 16 июня 2016 года. ПО, внесённое в реестр до этой даты по предыдущему классификатору, имеют уже несоответсвующие классы. Не понятны регламенты приведения в соответствие. Пример: Интерактивные учебники отнесены в старом классификаторе к классу "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач", а в новом к Разделу "Прикладное программное обеспечение", классу " Прикладное программное обеспечение общего назначения", включающего в себя Мультимедийное программное обеспечение.
Предложения:
1. Услуга внесения в Реестр программного обеспечения должна быть госуслугой. На неё должны распространяться все общие регламенты госуслуг.
2. Минкомсвязи должно доработать регламенты в части публикации все информации по ведению Реестра, том числе состав Экспертного совета, даты и протоколы заседаний Экспертного совета, экспертизы, решения.
3. Должны быть четко прописаны регламенты по отказу внесения ПО в Реестр, с обоснованием отказа.
4. Поскольку при закупке ПО необходимо оценить функциональные, технические и /или эксплуатационные характеристики ПО, заявители обязаны предоставлять возможность изучения этих характеристик, в частности, путем размещения демо-версий и/или trial-версий ПО.
5. Должны быть регламенты по содержанию в реестре актуальной информации, в частности, корректные ссылки на сайты производителей.
6. Должны быть регламенты по удалению ПО из Реестра, например, по причине выпуска нового релиза ПО и изъятия их гражданского оборота предыдущего релиза.
7. Предлагается для мультимедийного контента (электронные учебники, пособия, практикумы и пр.) создать отдельный Реестр, с другими требованиями, так как потенциальный размер такого реестра будет исчисляться сотнями тысяч записей, что существенно усложнит работу госорганов при подготовке к госзакупке.
8. Необходима процедура и регламенты по актуализации разделов и классов по уже внесённому в Реестр ПО в связи с новым классификатором.
9. В связи с тем, что Реестр потенциально может содержать десятки и сотни тысяч записей, необходим инструментарий для работы госорганов с Реестром, с поисковыми и аналитическими функциями, для сокращения времени подготовки к госзакупкам ПО.
Событие от Ассоциация СибАкадемСофт