ИТ-кластер Новосибирской области – совокупность хозяйствующих субъектов в сфере информационных технологий, связанных собой многочисленными кооперационными связями, кластерными и интеграционными проектами, цепочками создания добавленной стоимости, активными коммуникациями. Среди участников кластера можно выделить ядро - это компании-производители ИТ-товаров, работ, услуг, а также  сервисные компании - компании, предоставляющие технологические и бизнес-услуги компаниям-членам кластера, объединенные в НП "СибАкадемСофт"; научно-исследовательский сектор - это университеты и институты Академии наук, исследовательские центры и группы; финансовые институты - банки, инвестиционные компании, фонды; инновационная инфраструктура - технопарки, ИТ-инкубаторы.

Местом размещения ИТ-кластера является Новосибирская область.

Миссия - сделать Новосибирскую область мировым центром компетенций в области ИТ-технологий.

28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П8-5060 утвержден перечень инновационных территориальных кластеров. В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г.

В число 25 территориальных кластеров вошел Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области, в который включены два кластера: ИТ-кластер и Био-фарм-кластер Новосибирской области, имеющие отдельные органы управления и программы развития.

Реализация развития ИТ-кластера рассматривается в качестве важного элемента государственной и региональной политики, обозначенной Протоколом заседания Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 13 июня 2012 года № 18-АК, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2013 года № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров", Приказом Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 года № 220 "Об организации проведения конкурсного отбора Субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", Постановлением Правительства Новосибирской области от 16 апреля 2012 г. №187-п " Об утверждении концепции кластерной политики Новосибирской области", Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.09.2013 № 399-п "Об утверждении программы государственной поддержки развития Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области на период 2013-2017 годов".

Реализация развития ИТ-кластера является стратегически важной задачей для развития Новосибирской области, так как отвечает основным направлениям государственной политики, среди которых;

  • создание к 2020 году 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест;
  • развитие несырьевого сектора экономики;
  • модернизация промышленного сектора экономики;
  • повышение качества жизни в России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.

Развитие ИТ-кластера полностью использует потенциал Новосибирского научного центра, наличие которого является важным конкурентным преимуществом не только кластера, но и всей Новосибирской области. Усиление развития кластера на основе целенаправленной государственной поддержки означает переход к следующему качественному этапу его развития.

 

Основная цель развития ИТ-кластера - расширение рынков за счет:

- увеличения количества ИТ-компаний в регионе;

- синергии участников кластера вследствие усиления интеграционных и кооперационных процессов между участниками.

 

Задачи, стоящие перед кластером:

-          инвентаризация участников кластера ( компетенции, возможности, потребности, что может дать кластеру и что нужно от кластера);

-          привлечение новых участников кластера (расширение кластера за счет стартапов, спинофов, других компаний с рынка, НИИ, ВУЗов, сервисных компаний);

-          Поиск и реализация интеграционных и кластерных проектов;

-          Выставочно-ярмарочная деятельность;

-          реализация кластерных маркетинговых мероприятий, продвижение участников кластера на новые рынки;

-          создание "одного окна" кластера- для приема и раздачи заказов, для приема и решения проблем, выполнение экспертизы ИТ-проектов и ИТ-продуктов, менеджмент интеграционных проектов;

-          лоббирование интересов участников кластера;

-          развитие научных исследований в области ИТ, разработка новых технологий, как основного конкурентного преимущества кластера;

-          создание центров компетенций по отдельным направлениям: информационная безопасность, микроэлектроника, биоинформатика, мобильные технологии и др.;

-          содействие в подготовке кадров для ИТ-отрасли;

-          взаимодействие с институтами развития, технологическими платформами, другими кластерами;

-          реализация проектов, направленных на закрепление кадров на территории;

-          создание пула сервисных компаний, центров коллективного пользования, инжиниринговых центров для предоставления технологических и бизнес сервисов участникам кластера;

-          совершенствование и развитие инновационной инфраструктуры, таких как технопарки, ИТ-инкубаторы, акселераторы, подкластеры.

 

Направления деятельности ИТ-кластера:

-          развитие бизнесов компаний-участников кластера, развитие ИТ-отрасли на территории;

-          образовательные проекты (школы, ссузы, вузы);

-          научно-исследовательская ( вузы, НИИ);

-          инфраструктурные (технопарки, инкубаторы, ЦКП, инжиниринговые центры и пр.);

-          кадровая политика (жилищные программы, социальная и досуговая инфраструктура пр.).

Государственное участие в развитии кластера обусловлено государственной политикой в области поддержки инновационного предпринимательства, и, в конечном итоге, должно дать дополнительный толчок в развитии конкретной отрасли на территории субъекта Федерации, в частности, в виде снятия рисков в строительстве инженерной инфраструктуры, а также в виде дополнительных возможностей и снижения издержек компаний за счет использования профильной инфраструктуры ИТ-кластера, его сервисов.