«Главная проблема с внедрением технологий – инерция мышления»
– Скажите, зачем нужно создавать разные геоинформационные платформы? Разве Google Maps и Яндекс Карты недостаточно?
– Мы привыкли, что наши географические потребности сводятся к нахождению адреса и кратчайшего пути до него, плюс автонавигация, сопровождение пути по маршруту. Но геоинформационные технологии появились намного раньше таких сервисов, как Яндекс Карты или Google Maps. И с их помощью решается намного больший круг задач. Во-первых, путешествия по местам, где нет интернета, где может не быть дорог, сложный рельеф местности, но очень красивые места, привлекающие туристов. Достоверные и детальные знания об этой местности повышают не только удобство, но и безопасность путешествия. Яндекс и Google нацелены, прежде всего, на густонаселённые области, а за их пределами, информация этих сервисов далеко не такая подробная, ее явно не хватает путешественникам, грибникам, охотникам и т.д.
Второе направление – бизнес-аналитика. Любое пространственное распределение информации позволяет не только анализировать какие-то бизнес-процессы, рынки, но и моделировать развитие производства, сервиса или логистической составляющей. Есть даже такое понятие, как геомаркетинг, когда изучение рынка и продвижение какого-то товара происходит в привязке к конкретной территории. Например, человеку, прилетевшему из южных регионов в Норильск можно уже в аэропорту предложить какие-то теплые вещи.
Поэтому разнообразие геоинформационных сервисов на самом деле очень велико и не ограничено городскими геоинформационными справочниками и автонавигацией. Возможностей гораздо больше и нам хочется, чтобы они были более доступны не только для узкого круга продвинутых специалистов, но и для широкой аудитории.
– На прошедшей конференции ваша компания представила платформу CoGIS. Чем она отличается от широко известной «ДубльГИС»?
– Отличие очень простое. CoGIS – это серверное программное обеспечение, сложный многокомпонентный продукт, предназначенный для создания многофункциональных геоинформационных систем и, в том числе, подобных «ДубльГИС».
– Можете привести какие-то конкретные примеры использования вашей платформы на практике?
– На конференции мы представляли три крупных категории проектов с использованием нашей платформы. Первая – проекты управления регионами. И в качестве примера можно привести Единый картографический портал администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, который создан на базе CoGIS и обеспечивает население самой разнообразной информацией – о расположении и режиме работы социальных объектов, состоянии дорог и зимников, мероприятиях, которые проходят на территории округа. Дополнительно в нем содержится кадастровая информация, которая сегодня очень востребована; за счет интеграции с различными сервисами своевременно оповещает людей об изменениях погоды и чрезвычайных ситуациях. Кроме того, на базе CoGIS можно получать некоторые государственные услуги, которые привязаны к конкретной территории или местоположению. Например, реализовано приложение для удаленного приобретения доступа на особо охраняемые природные территории ЯНАО.
Второе большое направление – управление городскими территориями, здесь наиболее разнообразный пласт тематических проектов, потому что управлять любой территорией очень сложно без карты. И, в принципе, каждый департамент мэрии должен обладать геоинформационным инструментом, помогающим им выполнять свои основные функции. Это наиболее очевидно применительно к вопросам архитектуры, строительства, благоустройства и управления ЖКХ. Но карты не менее полезны и в деле информирования граждан. Например, можно узнать, к какому избирательному участку, школе или поликлинике относится конкретный многоквартирный дом. Также такие системы позволяют обеспечить прямой доступ граждан и организаций к паспорту дома – документу, который содержит информацию о дате постройки, состоянии здания, капремонтах, которые там проходили, коммуникациях рядом с ним и т.п. На базе нашей платформы в мэрии Новосибирска реализован сервис информирования граждан о планируемых и аварийных отключениях систем жизнеобеспечения, сроках проведения ремонта, ответственных исполнителях и тд.. Любой человек может получить необходимую и актуальную информацию, зайдя на портал «Мой Новосибирск», а также оформить подписку на оповещения по телефону или электронной почте. Своевременное информирование очень сильно разгрузило колл-центры мэрии, которые раньше должны были множество раз отвечать гражданам на один и тот же вопрос.
Очень плодотворные проекты реализуются на уровне корпораций и крупных компаний, которые мало отличаются по масштабам от небольших городов, а если говорить о нефтедобывающих компаниях с их лицензионными участками и месторождениями, то это своего рода регионы, со своей сетью дорог и коммуникаций.
Причем, CoGIS помогает решать самые разные задачи, не только мониторинг состояния объектов и управление логистикой. На конференции я рассказывал о проекте «Хваля» – системе оценки качества сотовой мобильной связи Республиканского унитарного предприятия по надзору за электросвязью «БелГИЭ» в Республике Беларусь. В результате ее запуска не только операторы сотовой связи, но и сами абоненты могли участвовать в процессе улучшения качества услуг. Выявленные по результатам проведения работ отдельные недостатки, связанные с покрытием и качеством сигнала, передаются операторам сотовой связи, которые анализируют представляемую информацию и планируют мероприятия по устранению выявленных недостатков.
– Использование платформы руководством ЯНАО и Новосибирска – это яркие примеры. А когда, по-вашему, они станут стандартом работы региональных и местных властей по всей стране? И что для этого необходимо сделать?
– К сожалению, распространение таких технологий в органах управления происходит очень нестабильно. Если помните, была целая эпопея с инвестиционными картами регионов. Все должны были разместить какие-то сведения о своих инвестиционных площадках и так далее. Но спустя несколько лет эта история сошла на нет. Это произошло потому что эти системы были созданы непонятно для кого. Кто был их целевой аудиторией? Инвесторам нужна специфическая информация, которая не попала на эти инвестиционные порталы. И эта неопределенность в целевой аудитории до сих пор остается существенным барьером внедрения.
– Но в случае с порталом «Мой Новосибирск» с целевой аудиторией все понятно – это жители города, прежде всего. Что тормозит появление порталов «Мой Омск», «Моя Тюмень» и т.д.?
– Я думаю, что самая главная проблема – люди, инерция мышления, низкий уровень владения информационными технологиями среди сотрудников этих структур. А так как они не понимают всех возможностей таких продуктов и технологий, то они и не видят всех областей их применения. Конечно, есть мероприятия, где о таких продуктах рассказывают, но ежедневная рутина затягивает и человек идет по привычным и понятным ему путям, даже не пытаясь увеличить свои компетенции в области информационных технологий.
Это хорошо видно и на примере продвинутых регионов. То, что Министерство цифровизации нашей области пытается донести новые технологические возможности до других ведомств, очень часто не находит конструктивного отклика и до комплексной цифровизации рабочих процессов еще очень далеко.
– Работа таких платформ опирается на обработку больших данных, где очень востребованы технологии искусственного интеллекта. В CoGIS используются подобные решения?
– Искусственный интеллект – это модное понятие, которое включает в себя множество самых разных методов и технологий. В геоинформатике с их помощью можно решать разные задачи. И, прежде всего, это задача распознавания объектов на снимках, сделанных со спутника или летательного аппарата. Выделить эти объекты, проанализировать и внести необходимые изменения на карту с учетом этого анализа. Такие инструменты сегодня широко используются, в том числе и нашей компанией. Мы постоянно расширяем функционал и возможности платформы, интегрируя в нее такого рода решения, создаваемые нашими партнерами. У нас есть несколько своих наработок, которые тоже используют методы машинного обучения, но пока это только пробные проекты на базе CoGIS.
Следует также отметить, что одно из самых востребованная задач в бытовом использовании цифровых технологий, гаджетов, приборов – это возможность голосового управления, создание речевых интерфейсов. Но наиболее вероятным следующим шагом в интеграции методов искусственного интеллекта в геоинформационных системах, будет чат-бот, способный «обучить» своего пользователя, в диалоге с ним объяснить, как с ней работать, чтобы получить желаемый результат.
– Какой вы видите CoGIS через пять-десять лет?
– Мы разрабатываем платформу, которая будет нести на себе множество «кубиков»-решений, делающих каждый проект, создаваемый с ее помощью, уникальным. С каждой новой версией набор «кубиков» становится все больше, он будет включать не только наши наработки, но и продукты наших партнеров. Тем самым мы создадим целую экосистему, быстро адаптирующуюся под разные нужды пользователей, будь то органы власти, коммерческие компании или другой субъект.
А параллельно мы хотим на базе этой экосистемы создавать новые геосервисы, которые будут доступны широким кругам населения. Чтобы любой человек понимал, что «под капотом» работают какие-то передовые информационные технологии, но они ему доступны в формате достаточно простых вещей – мобильных приложений с голосовым интерфейсом. И с их помощью не только просто сориентироваться в городе, но и получить качественные и безопасные услуги навигации где-то в лесу, заранее рассчитать, сколько времени займет путь из пункта А в пункт Б, исходя из его физических возможностей и рельефа, получить сведения о ближайшем развлекательном или спортивном мероприятии, поделиться местоположением грибной полянки, забронировать площадку пикника, построить маршрут по уникальным историческим или природным объектам, найти пункты оказания первой помощи, в общем сделать свою жизнь более качественной и безопасной.
Сергей Исаев
Академгородок
– Мы привыкли, что наши географические потребности сводятся к нахождению адреса и кратчайшего пути до него, плюс автонавигация, сопровождение пути по маршруту. Но геоинформационные технологии появились намного раньше таких сервисов, как Яндекс Карты или Google Maps. И с их помощью решается намного больший круг задач. Во-первых, путешествия по местам, где нет интернета, где может не быть дорог, сложный рельеф местности, но очень красивые места, привлекающие туристов. Достоверные и детальные знания об этой местности повышают не только удобство, но и безопасность путешествия. Яндекс и Google нацелены, прежде всего, на густонаселённые области, а за их пределами, информация этих сервисов далеко не такая подробная, ее явно не хватает путешественникам, грибникам, охотникам и т.д.
Второе направление – бизнес-аналитика. Любое пространственное распределение информации позволяет не только анализировать какие-то бизнес-процессы, рынки, но и моделировать развитие производства, сервиса или логистической составляющей. Есть даже такое понятие, как геомаркетинг, когда изучение рынка и продвижение какого-то товара происходит в привязке к конкретной территории. Например, человеку, прилетевшему из южных регионов в Норильск можно уже в аэропорту предложить какие-то теплые вещи.
Поэтому разнообразие геоинформационных сервисов на самом деле очень велико и не ограничено городскими геоинформационными справочниками и автонавигацией. Возможностей гораздо больше и нам хочется, чтобы они были более доступны не только для узкого круга продвинутых специалистов, но и для широкой аудитории.
– На прошедшей конференции ваша компания представила платформу CoGIS. Чем она отличается от широко известной «ДубльГИС»?
– Отличие очень простое. CoGIS – это серверное программное обеспечение, сложный многокомпонентный продукт, предназначенный для создания многофункциональных геоинформационных систем и, в том числе, подобных «ДубльГИС».
– Можете привести какие-то конкретные примеры использования вашей платформы на практике?
– На конференции мы представляли три крупных категории проектов с использованием нашей платформы. Первая – проекты управления регионами. И в качестве примера можно привести Единый картографический портал администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, который создан на базе CoGIS и обеспечивает население самой разнообразной информацией – о расположении и режиме работы социальных объектов, состоянии дорог и зимников, мероприятиях, которые проходят на территории округа. Дополнительно в нем содержится кадастровая информация, которая сегодня очень востребована; за счет интеграции с различными сервисами своевременно оповещает людей об изменениях погоды и чрезвычайных ситуациях. Кроме того, на базе CoGIS можно получать некоторые государственные услуги, которые привязаны к конкретной территории или местоположению. Например, реализовано приложение для удаленного приобретения доступа на особо охраняемые природные территории ЯНАО.
Второе большое направление – управление городскими территориями, здесь наиболее разнообразный пласт тематических проектов, потому что управлять любой территорией очень сложно без карты. И, в принципе, каждый департамент мэрии должен обладать геоинформационным инструментом, помогающим им выполнять свои основные функции. Это наиболее очевидно применительно к вопросам архитектуры, строительства, благоустройства и управления ЖКХ. Но карты не менее полезны и в деле информирования граждан. Например, можно узнать, к какому избирательному участку, школе или поликлинике относится конкретный многоквартирный дом. Также такие системы позволяют обеспечить прямой доступ граждан и организаций к паспорту дома – документу, который содержит информацию о дате постройки, состоянии здания, капремонтах, которые там проходили, коммуникациях рядом с ним и т.п. На базе нашей платформы в мэрии Новосибирска реализован сервис информирования граждан о планируемых и аварийных отключениях систем жизнеобеспечения, сроках проведения ремонта, ответственных исполнителях и тд.. Любой человек может получить необходимую и актуальную информацию, зайдя на портал «Мой Новосибирск», а также оформить подписку на оповещения по телефону или электронной почте. Своевременное информирование очень сильно разгрузило колл-центры мэрии, которые раньше должны были множество раз отвечать гражданам на один и тот же вопрос.
Очень плодотворные проекты реализуются на уровне корпораций и крупных компаний, которые мало отличаются по масштабам от небольших городов, а если говорить о нефтедобывающих компаниях с их лицензионными участками и месторождениями, то это своего рода регионы, со своей сетью дорог и коммуникаций.
Причем, CoGIS помогает решать самые разные задачи, не только мониторинг состояния объектов и управление логистикой. На конференции я рассказывал о проекте «Хваля» – системе оценки качества сотовой мобильной связи Республиканского унитарного предприятия по надзору за электросвязью «БелГИЭ» в Республике Беларусь. В результате ее запуска не только операторы сотовой связи, но и сами абоненты могли участвовать в процессе улучшения качества услуг. Выявленные по результатам проведения работ отдельные недостатки, связанные с покрытием и качеством сигнала, передаются операторам сотовой связи, которые анализируют представляемую информацию и планируют мероприятия по устранению выявленных недостатков.
– Использование платформы руководством ЯНАО и Новосибирска – это яркие примеры. А когда, по-вашему, они станут стандартом работы региональных и местных властей по всей стране? И что для этого необходимо сделать?
– К сожалению, распространение таких технологий в органах управления происходит очень нестабильно. Если помните, была целая эпопея с инвестиционными картами регионов. Все должны были разместить какие-то сведения о своих инвестиционных площадках и так далее. Но спустя несколько лет эта история сошла на нет. Это произошло потому что эти системы были созданы непонятно для кого. Кто был их целевой аудиторией? Инвесторам нужна специфическая информация, которая не попала на эти инвестиционные порталы. И эта неопределенность в целевой аудитории до сих пор остается существенным барьером внедрения.
– Но в случае с порталом «Мой Новосибирск» с целевой аудиторией все понятно – это жители города, прежде всего. Что тормозит появление порталов «Мой Омск», «Моя Тюмень» и т.д.?
– Я думаю, что самая главная проблема – люди, инерция мышления, низкий уровень владения информационными технологиями среди сотрудников этих структур. А так как они не понимают всех возможностей таких продуктов и технологий, то они и не видят всех областей их применения. Конечно, есть мероприятия, где о таких продуктах рассказывают, но ежедневная рутина затягивает и человек идет по привычным и понятным ему путям, даже не пытаясь увеличить свои компетенции в области информационных технологий.
Это хорошо видно и на примере продвинутых регионов. То, что Министерство цифровизации нашей области пытается донести новые технологические возможности до других ведомств, очень часто не находит конструктивного отклика и до комплексной цифровизации рабочих процессов еще очень далеко.
– Работа таких платформ опирается на обработку больших данных, где очень востребованы технологии искусственного интеллекта. В CoGIS используются подобные решения?
– Искусственный интеллект – это модное понятие, которое включает в себя множество самых разных методов и технологий. В геоинформатике с их помощью можно решать разные задачи. И, прежде всего, это задача распознавания объектов на снимках, сделанных со спутника или летательного аппарата. Выделить эти объекты, проанализировать и внести необходимые изменения на карту с учетом этого анализа. Такие инструменты сегодня широко используются, в том числе и нашей компанией. Мы постоянно расширяем функционал и возможности платформы, интегрируя в нее такого рода решения, создаваемые нашими партнерами. У нас есть несколько своих наработок, которые тоже используют методы машинного обучения, но пока это только пробные проекты на базе CoGIS.
Следует также отметить, что одно из самых востребованная задач в бытовом использовании цифровых технологий, гаджетов, приборов – это возможность голосового управления, создание речевых интерфейсов. Но наиболее вероятным следующим шагом в интеграции методов искусственного интеллекта в геоинформационных системах, будет чат-бот, способный «обучить» своего пользователя, в диалоге с ним объяснить, как с ней работать, чтобы получить желаемый результат.
– Какой вы видите CoGIS через пять-десять лет?
– Мы разрабатываем платформу, которая будет нести на себе множество «кубиков»-решений, делающих каждый проект, создаваемый с ее помощью, уникальным. С каждой новой версией набор «кубиков» становится все больше, он будет включать не только наши наработки, но и продукты наших партнеров. Тем самым мы создадим целую экосистему, быстро адаптирующуюся под разные нужды пользователей, будь то органы власти, коммерческие компании или другой субъект.
А параллельно мы хотим на базе этой экосистемы создавать новые геосервисы, которые будут доступны широким кругам населения. Чтобы любой человек понимал, что «под капотом» работают какие-то передовые информационные технологии, но они ему доступны в формате достаточно простых вещей – мобильных приложений с голосовым интерфейсом. И с их помощью не только просто сориентироваться в городе, но и получить качественные и безопасные услуги навигации где-то в лесу, заранее рассчитать, сколько времени займет путь из пункта А в пункт Б, исходя из его физических возможностей и рельефа, получить сведения о ближайшем развлекательном или спортивном мероприятии, поделиться местоположением грибной полянки, забронировать площадку пикника, построить маршрут по уникальным историческим или природным объектам, найти пункты оказания первой помощи, в общем сделать свою жизнь более качественной и безопасной.
Сергей Исаев
Академгородок
Событие от Data East