Использование успешной модели интеграции
науки, образования и высокотехнологичных предприятий,
отработанной в ГАУ НСО «Центр»,
для технологического развития Новосибирской области
 
Вопрос эффективной интеграции науки, образования, инновационного бизнеса и государственного управления является одним из ключевых для создания благоприятной среды технологического развития.
В течение 2013-2016 годов ГАУ НСО «Центр» осуществляет в Новосибирской области такую интеграцию, опираясь на «целевую инженерную межвузовскую магистратуру» (ЦИММ), в ходе чего разработана и опробована модель образования, позволяющая готовить инженерные кадры для инновационных компаний. За 2014 и 2015 год проработана программа, налажен механизм взаимодействия с предприятиями, выработаны особые образовательные формы, в которых необходимые компетенции инженера-разработчика, работающего в проекте конкретного предприятия, формируются в кратчайшие сроки.
 
Для системного воспроизводства интеграционной модели, подтвердившей свою эффективность и востребованность, целесообразно
1. Придать межвузовской магистратуре статус федеральной экспериментальной площадки и провести доработку организационных и юридических форм работы с предприятиями и магистрантами.
2. Организовать тиражирование новых программ и форм обучения ключевых специалистов с участием предприятий и научных организаций. Для этой цели необходимо развивать региональную межвузовскую площадку с участием Совета Ректоров, ГАУ НСО «Центр», Центра межвузовского взаимодействия, кластерных объединений.
3. Сформировать с участием ГАУ НСО «Центр» и других заинтересованных партнеров Центр системной инженерии для руководителей и ключевых специалистов предприятий, позволяющий ставить и решать задачи развития компаний на системно-инженерном уровне. Необходимо рассмотреть возможность включения центра системной инженерии в соответствующие региональные программы.
 
 
 
Краткое описание интеграционной модели
Межвузовская магистратура
Целевая инженерная межвузовская магистратура разработана и реализована командой разнопрофильных профессионалов на основе Федерального Закона об образовании. Ключевые участники разработки вошли в состав ГАУ НСО «Центр», сформировав коллектив по принципу «наука-инженерия-образование-менеджмент» и в партнерстве с руководителями успешных инновационных проектов, а также сотрудников ведущих ВУЗов Новосибирска организовали интеграционный процесс между участниками, объединяющий инновационные разработки и образование (Схема интеграционных процессов приведена на рис.1)
Рис. 1

Всего из 80 предложенных предприятиями проектов сегодня в партнерстве c межвузовской магистратурой реализуется 21 разработческий проект с включением сотрудников и магистрантов в образовательный процесс.
НаправлениеПроектных заявокПотребность в магистрантахПроектов в работе
1Информационные технологии21604
2Биология и медицина14376
3Приборостроение14327
4Авиастроение и оборонные проекты9234
5Сельское хозяйство715-
6Фотоника7132
7Энергетика5183
8Новые материалы352
В программу дополнительного инженерного образования, разработанную совместно с предприятиями, на сегодняшний день включено около 40 интегртивных, общеинженерных и специализированных курсов.
 
Базовые основания создания модели
 
Вызовы
Основы сегодняшнего российского естественнонаучного и инженерного образования были заложены в 30-е и 60-е годы XX-го века, сегодня же требуется следующий шаг его развития. Высшее образование стоит перед следующими вызовами: открытость экономик и глобальная технологическая конкуренция, высокие темпы обновления технологий и сверхвысокая сложность создаваемых систем, инновационное развитие на стыках предметов, сопряжение фундаментальной науки, технической и социальной инженерии и так далее.
Современная Россия стоит перед рядом специфических вызовов. Во-первых, необходимо восстановить технологическую конкурентоспособность страны, что критичноважно для национальной безопасности. Во-вторых, становится актуальным решение задач импортозамещения, реиндустриализации, диверсификации экономики с выходом на путь инновационного развития. В стратегической перспективе Россия должна включиться в состязание за создание новой технологической платформы и выхода в новый технологический уклад.
 
Возможности
Новосибирская область благодаря своему научному, образовательному, производственному потенциалу по разнообразию представленных в ней трендовых технологических областей (IT, биомедицинские технологии, приборостроение, физика катализа и высоких энергий и так далее) с использованием созданной "жесткой" инфраструктуры технопарков вполне может стать ведущим инновационным центром для всей России. Для этого требуется собрать ресурсы, наличный потенциал под решение конкретных, масштабных проектных задач.
При таком подходе высшее научное и инженерное образование получило бы возможность приобрести новое качество: оно стало бы подлинно современной подготовкой специалистов под конкретные задачи работы в локомотивных проектах — драйверов развития для области и страны.
 
Дефициты и трудности
Первая трудность лежит в самой инновационной сфере, из которой должен поступать запрос на кадры с современными компетенциями. Эта трудность состоит в том, что не удается сложить регулярную и эффективную систему «сборки» и «запуска» современных высокотехнологичных проектов. Технология такой «сборки» и «запуска» пока не отработана. В области, как правило, реализуются либо инновационные бизнесы, осваивающие наследие советских заделов, либо продуцируются небольшие старт-апы в количестве, не выдерживающем сравнения с потоком, генерируемым в технопарках Европы, США, Индии и Китая.  
Вторая трудность заключается в том, что между ВУЗами Новосибирска и ожиданиями инновационных компаний существует серьезный разрыв. Нет механизма, который бы формировал ответственный запрос компаний на кадры и позволял вузам на системном уровне оперативно и эффективно откликаться на запросы инновационного бизнеса,  модернизировать учебные программы, готовить компетентных выпускников, необходимых инновационной экономике. 
Третья трудность связана с необходимостью перестройки образовательных технологий высшего образования. Современный инженер должен обладать суммой разнонаправленных компетенций: фундаментальная предметная подготовка, компетенции управленца и организатора деятельности, предпринимателя — создателя новых цепочек стоимости и новых рынков. Для формирования этих компетенций в дополнение к традиционным для вузов лекциям, семинарам и лабораторным работам требуются новые образовательные технологии, такие как координирование образовательных задач с разработческими, проектное обучение, предметные и метапредметные погружения, тренинги и имитационные игры и так далее.
 
Направление решений, опробованное на новой модели магистерского образования.
В течение 2014-2016 годов ГАУ НСО «Центр» реализует проект создания ЦИММ в качестве экспериментальной площадки продвинутого отечественного инженерного образования. За это время удалось создать новую образовательную модель инженерного обучения на базе взаимодействия ГАУ, вузов и инновационных компаний и получить уникальный опыт реализации этой модели.
В основе модели лежит проектное обучение за счет участия студентов в реальных проектах инновационных компаний. Проекты, отобранные по конкурсу, являются действительно инновационными и соответствуют приоритетным направлениям развития Новосибирской области. По запросам инновационных предприятий разрабатываются и читаются новые специализированные курсы, приглашаются признанные в различных отраслях специалисты из России и Европы. Помимо этого студенты проходят интегративные курсы по таким направлениям, как системная инженерия, промышленный дизайн, методология креативного и критического мышления, проектный менеджмент, способы эффективной коммуникации и так далее. Эти предметы ведутся в активных современных формах тренингов, погружений, практических полевых исследований, мозговых штурмов и так далее.
Самое ценное в опыте межвузовской магистратуры — это то, что при поддержке Правительства Новосибирской области в лице ГАУ НСО «Центр» удалось проложить «мост» между высшим образованием и реальным инновационным бизнесом. Руководители инновационных компаний получили возможность донести свой запрос до образования и необходимую постоянную обратную связь в подготовке своих кадров. В этом они чувствуют реальную государственную поддержку своей деятельности.
Целесообразно видеть в магистратуре общую экспериментальную площадку вузов для развития инженерного образования, отработки его перспективных моделей. Существенную организационную поддержку в деятельности ГАУ оказывает Министерство промышленности и торговли Новосибирской области.
Также ГАУ организует взаимодействие с Министерствами культуры, сельского хозяйства, здравоохранения Новосибирской области для реализации целевого обучения кадров.
Разрешение главной трудности — создание инфраструктуры «сборки» и «запуска» технологически-конкурентных, локомотивных проектов — тесно связано с тем опытом взаимодействия государства, инновационного бизнеса, инновационных кластеров Новосибирской области и образования, который наработан у ГАУ НСО «Центр». Этот опыт взаимодействия должен быть увязан с развитием инновационных площадок в таких ведущих вузах, как НГУ и НГТУ, скоординирован с кластерным развитием. При таком подходе возможно в перспективе двух-трех лет развить федеральную образовательную экспериментальную площадку инженерного образования. 

Фотогалерея

  • на круглом столе об инженерном образовании
  • Павел Французов
  • Александр Нечипоренко
  • Сергей Переслегин и Наталья Луковникова
  • Общий вид