Мотивация: как это работает?
Не все виды мотиваций одинаково влияют на людей. Одни готовы совершать героические подвиги на работе ради воплощения своей идеи, другие могут горы свернуть, если впереди их ждет новая трудная задача для супер-профи, а третьи сделают план только за материальное вознаграждение. «Некоторые руководители искренне верят, что идеальные условия для работника создадут идеального работника», - говорит бизнес-тренер и генеральный директор тренинг-центра «Статус» Михаил Зотов. Однако это не всегда приводит к ожидаемым результатам. 21 августа в PR-клубе «СибАкадемСофт» руководители компаний и департаментов пытались разобраться, как мотивировать людей и вовлекать их в проектную деятельность.
Все мы очень разные. Ицхак Адизес, американский консультант в сфере бизнеса, решил описать управленческие стили людей. В итоге у него получилось четыре стиля - производитель, администратор, предприниматель и интегратор. По поведению человека, его разговору и манерам можно определить, к какому из стилей он ближе всего. При этом не надо прибегать к тестам или научному подходу. Слова-подсказки и действия ваших друзей и коллег все скажут сами за себя. Михаил Зотов на основе классификации Адизеса рассказал, как выстраивать отношения с разными людьми и мотивировать их на высокие результаты в работе.
Производитель появляется на работе раньше всех и уходит с работы позже всех, постоянно «в мыле». Он совершает трудовой подвиг, ему некогда участвовать в совещаниях. По его мнению, любую задачу можно решить, но нужно еще немного усилий. Он все делает сам, не способен систематизировать и организовать свой труд. В работе стремится использовать то, к чему привык, сопротивляется новым методам – «Мы копаем скрепками. Экскаватор у нас не сработает». Такого человека можно замотивировать соревнованием с коллегами. Это профессиональный спортсмен, который кладет жизнь и здоровье на свою работу за то, чтобы пробежать на полсекунды быстрее, чем кто-то другой. В не интересных задачах его мотивирует признание профессионалом, медали и грамоты, а также делегирование более ответственных задач в будущем. Производитель не может проигнорировать слово «надо». Лучшей наградой для него будет новый инструмент для труда – более крутой компьютер или станок.
Администратор всегда руководствуется правилами и действует четко по расписанию. Если нет документа, регламентирующего данную ситуацию, значит ее не существует. Он все делает вовремя – приходит и уходит с работы, участвует в совещаниях. Этот человек все приводит в систему и порядок, постоянно снижает издержки и оптимизирует. При этом может сокращать затраты на туалетной бумаге и канцелярских товарах. Он любит осуществлять контроль над всеми и поучать других. Руководитель-администратор наказывает четко по инструкции. Его главное слово «правило», он избегает изменений и новых возможностей. Как вовлекать и мотивировать администратора? Прежде всего, ему нужно позволить создавать систему и упорядочивать процессы, обучать других. Главным мотиватором для администратора являются деньги, вернее, сколько он получит за решение задачи. Для него также важен формальный признак закрепления за ним власти – табличка на двери «начальник», отдельный кабинет, ручка руководителя и т.д.
Предприниматель – это генератор идей, самый веселый и конфликтный человек. В роли руководителя он постоянно ставит новые задачи, не связанные с предыдущими. В его голове крутится много мыслей. Он уверен, что каждый дурак может сделать это, а вот придумать – большой труд. Что тут делать? Пять секунд работы… Часто невнимателен к деталям. Его подчиненные быстро учатся имитировать бурную деятельность. И как только он выходит из их кабинета, спокойно садятся пить чай. Как подчиненный, предприниматель постоянно предлагает новые идеи, отвлекая других, ему не терпится поделиться. Чтобы вовлечь таких людей в работу, им надо предоставить возможность реализовать идею, делать все «по-своему», как никому еще не удавалось. Идеи других он будет отвергать.
Интегратор ориентирован на отношения больше, чем на результат. Как руководитель он ищет идеальную систему мотиваций, чтобы сделать благо для всех. Он не умеет наказывать подчиненных за некачественную работу, ему трудно сокращать издержки и увольнять людей. Для подчиненного-интегратора важны формальные и неформальные способы влияния. Он никогда открыто не заявит о своей позиции, а только как о мнении группы людей. Это человек не системного менеджмента, так как считает, что это сильно ущемляет права и свободы. Вовлечь интегратора можно командной работой и пользой для людей, влияние на которых для него важно. Следует отметить, что у интегратора могут быть разные референтные группы значимых людей – интеграция наверх, по горизонтали и вниз. Например, важны отношения не со всеми коллегами, а только с руководством. Мотивировать интегратора можно ответственными поручениями, которые для него будут признаком неформальной власти. Когда он выступает носителем информации, ему первым доверил что-то важное.
Эти крайние типажи Адизеса встречаются в природе редко, обычно есть смешанные управленческие стили, тем не менее всегда присутствуют доминантные качества одного из них. Михаил Зотов выделяет еще один тип – мертвый пень. Возможно, вы встречали такого. Как руководитель он пытается занимать свою должность как можно дольше, избегает конфликтов и ждет, что все пройдет само. В роли подчиненного он постоянно согласен с руководством, избегает любой работы. Никогда не жалуется ни на что. Хотел бы остаться на своей должности, как можно дольше. Это может быть вовсе нестарый человек, но совершенно бесполезный с точки зрения результата, идей и движения. Если администратор жалуется на нарушение правил, производитель – на нехватку времени, предприниматель – на медлительность коллег, интегратор – на отсутствие командного духа в коллективе, то для пня – все хорошо. «Избегайте тех, кто ни на что не жалуется», - говорит Михаил Зотов. В ходе мастер-класса Михаил разобрал интересные бизнес-кейсы, дал полезные советы и пожелал всем использовать технику распознавания стилей менеджмента в успешной работе.
Мероприятие прошло при поддержке Ассоциации «СибАкадемСофт», Новосибирского областного центра развития промышленности и предпринимательства, Учебно-консультационного центра "Алгоритм-С" и компании «Дата Ист».
Екатерина Вронская
Все мы очень разные. Ицхак Адизес, американский консультант в сфере бизнеса, решил описать управленческие стили людей. В итоге у него получилось четыре стиля - производитель, администратор, предприниматель и интегратор. По поведению человека, его разговору и манерам можно определить, к какому из стилей он ближе всего. При этом не надо прибегать к тестам или научному подходу. Слова-подсказки и действия ваших друзей и коллег все скажут сами за себя. Михаил Зотов на основе классификации Адизеса рассказал, как выстраивать отношения с разными людьми и мотивировать их на высокие результаты в работе.
Производитель появляется на работе раньше всех и уходит с работы позже всех, постоянно «в мыле». Он совершает трудовой подвиг, ему некогда участвовать в совещаниях. По его мнению, любую задачу можно решить, но нужно еще немного усилий. Он все делает сам, не способен систематизировать и организовать свой труд. В работе стремится использовать то, к чему привык, сопротивляется новым методам – «Мы копаем скрепками. Экскаватор у нас не сработает». Такого человека можно замотивировать соревнованием с коллегами. Это профессиональный спортсмен, который кладет жизнь и здоровье на свою работу за то, чтобы пробежать на полсекунды быстрее, чем кто-то другой. В не интересных задачах его мотивирует признание профессионалом, медали и грамоты, а также делегирование более ответственных задач в будущем. Производитель не может проигнорировать слово «надо». Лучшей наградой для него будет новый инструмент для труда – более крутой компьютер или станок.
Администратор всегда руководствуется правилами и действует четко по расписанию. Если нет документа, регламентирующего данную ситуацию, значит ее не существует. Он все делает вовремя – приходит и уходит с работы, участвует в совещаниях. Этот человек все приводит в систему и порядок, постоянно снижает издержки и оптимизирует. При этом может сокращать затраты на туалетной бумаге и канцелярских товарах. Он любит осуществлять контроль над всеми и поучать других. Руководитель-администратор наказывает четко по инструкции. Его главное слово «правило», он избегает изменений и новых возможностей. Как вовлекать и мотивировать администратора? Прежде всего, ему нужно позволить создавать систему и упорядочивать процессы, обучать других. Главным мотиватором для администратора являются деньги, вернее, сколько он получит за решение задачи. Для него также важен формальный признак закрепления за ним власти – табличка на двери «начальник», отдельный кабинет, ручка руководителя и т.д.
Предприниматель – это генератор идей, самый веселый и конфликтный человек. В роли руководителя он постоянно ставит новые задачи, не связанные с предыдущими. В его голове крутится много мыслей. Он уверен, что каждый дурак может сделать это, а вот придумать – большой труд. Что тут делать? Пять секунд работы… Часто невнимателен к деталям. Его подчиненные быстро учатся имитировать бурную деятельность. И как только он выходит из их кабинета, спокойно садятся пить чай. Как подчиненный, предприниматель постоянно предлагает новые идеи, отвлекая других, ему не терпится поделиться. Чтобы вовлечь таких людей в работу, им надо предоставить возможность реализовать идею, делать все «по-своему», как никому еще не удавалось. Идеи других он будет отвергать.
Интегратор ориентирован на отношения больше, чем на результат. Как руководитель он ищет идеальную систему мотиваций, чтобы сделать благо для всех. Он не умеет наказывать подчиненных за некачественную работу, ему трудно сокращать издержки и увольнять людей. Для подчиненного-интегратора важны формальные и неформальные способы влияния. Он никогда открыто не заявит о своей позиции, а только как о мнении группы людей. Это человек не системного менеджмента, так как считает, что это сильно ущемляет права и свободы. Вовлечь интегратора можно командной работой и пользой для людей, влияние на которых для него важно. Следует отметить, что у интегратора могут быть разные референтные группы значимых людей – интеграция наверх, по горизонтали и вниз. Например, важны отношения не со всеми коллегами, а только с руководством. Мотивировать интегратора можно ответственными поручениями, которые для него будут признаком неформальной власти. Когда он выступает носителем информации, ему первым доверил что-то важное.
Эти крайние типажи Адизеса встречаются в природе редко, обычно есть смешанные управленческие стили, тем не менее всегда присутствуют доминантные качества одного из них. Михаил Зотов выделяет еще один тип – мертвый пень. Возможно, вы встречали такого. Как руководитель он пытается занимать свою должность как можно дольше, избегает конфликтов и ждет, что все пройдет само. В роли подчиненного он постоянно согласен с руководством, избегает любой работы. Никогда не жалуется ни на что. Хотел бы остаться на своей должности, как можно дольше. Это может быть вовсе нестарый человек, но совершенно бесполезный с точки зрения результата, идей и движения. Если администратор жалуется на нарушение правил, производитель – на нехватку времени, предприниматель – на медлительность коллег, интегратор – на отсутствие командного духа в коллективе, то для пня – все хорошо. «Избегайте тех, кто ни на что не жалуется», - говорит Михаил Зотов. В ходе мастер-класса Михаил разобрал интересные бизнес-кейсы, дал полезные советы и пожелал всем использовать технику распознавания стилей менеджмента в успешной работе.
Мероприятие прошло при поддержке Ассоциации «СибАкадемСофт», Новосибирского областного центра развития промышленности и предпринимательства, Учебно-консультационного центра "Алгоритм-С" и компании «Дата Ист».
Екатерина Вронская
Фотогалерея
Событие от PR-клуб СибАкадемСофт & Академпарк