Во вторник 15 марта, в администрации президента под председательством помощника президента РФ, руководителя рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере Игоря Щёголева прошло второе заседание рабочей группы для координации работ по исполнению поручений президента о развитии Интернета в России. Обсуждались пункты 3 и 6 (разработка предложений по продлению действия пониженных тарифов страховых взносов для отечественных компаний, осуществляющих деятельность в области IT, и создание Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий) перечня поручений президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками первого российского форума «Интернет-экономика» от 29 января 2016 года № Пр-168.

Срок этих поручений истекает 1 апреля, а на предыдущем совещании в администрации президента было решено, что рабочая группа по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере, созданная в феврале, будет собираться за две недели до наступления срока исполнения каждого поручения.

Обозначив повестку дня, Игорь Щёголев передал слово советнику президента Герману Клименко, который кратко доложил о проделанной им организационной работе по формированию подгрупп по основным направлениям поручений, после чего участники перешли непосредственно к обсуждению.

Сохранение действующих льгот для российских программистов поддержано вопреки позиции Минфина

За исполнение поручений президента о льготах для IT-отрасли ответственными назначены Минфин, Минкомсвязь, Минэкономразвития и Институт развития Интернета (ИРИ). По состоянию на 10 марта Минкомсвязь и Минэкономразвития предоставили Минфину предложения сохранить для IT-компаний льготы по выплате страховых взносов. ИРИ своих предложений не представил.

Докладывая о ходе работы по вопросу о льготах, представитель Минфина предложил после 2017 года не продлевать для отечественной IT-индустрии льготы по выплате страховых взносов. Предложение не нашло поддержки ни у индустрии, ни у экспертов, ни у отраслевого регулятора.

Льготы
Льготная ставка страховых взносов введена в январе 2010 года и действует до конца 2017 года для российских IT-компаний, прошедших специальную аккредитацию в Минкомсвязи. Она составляет 14%. Стандартный страховой взнос для всех остальных — 30%. Планировалось, что с 2018 года ставка повысится до 21%, в 2019 году – до 28%, а с 1 января 2020 года – до стандартных 30%.

 

Минкомсвязь предлагает продлить действие 14-процентного тарифа до конца 2023 года, 21% – до конца 2024 года и 29% – до 2025 года. Сохранение льгот по выплате страховых взносов для IT-компаний, и прежде всего производителей ПО, имеет важнейшее значение. Характерная особенность отрасли состоит в том, что затраты на заработную плату персонала составляют 70% и более от общей суммы издержек производства, а именно на эту статью расходов начисляется страховой взнос.

Открывая обсуждение, Щёголев напомнил, что поручения президента не предполагают изменение формы, в которой до сих пор предоставлялись льготы для IT-индустрии по выплате страховых взносов, наоборот, поручения предусматривали эти льготы сохранить.

Руководитель подгруппы «Интернет + суверенитет» (входит в состав упомянутой рабочей группы) президент Фонда информационной демократии Илья Массух сообщил, что 3 марта на совещании подгруппа пришла к выводу: пониженные тарифы страховых взносов для отечественных IT-компаний необходимы, и задача состоит в том, «чтобы определить форму такой поддержки». Массух сослался на положительный результат предоставления льгот IT-индустрии – так, рост экспорта высокотехнологичной продукции с 2010 года (в 2010 году введены льготы на выплату страховых взносов – ред.) составил 22-24%. Изменение формы предоставления льгот, а именно использование целевых субсидий вместо 14-процентной ставки страховых взносов, как это предлагает Минтруд при поддержке Минфина, нецелесообразно, поскольку вопрос о субсидиях придётся решать ежегодно при составлении бюджета – при такой процедуре долговременные инвестиции IT-компаний окажутся рискованными.

Позицию Минфина изложил и.о. директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Рубен Саакян. Ссылаясь на указ президента от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и распоряжение правительства от 25 декабря 2012 года № 2524-р, которым утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», а также на дефицит федерального бюджета и бюджета ПФР, необходимость наполнения бюджетов системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования, Саакян заявил, что продление действия пониженных тарифов страховых взносов нецелесообразно, и следует вместо этого ввести «адресное субсидирование» IT-компаний, установив предварительно перечень последних. Представитель Минфина аргументировал своё предложение тем, что 1) якобы нет критериев, по которым можно отличить IT-компанию от компаний, не заслуживающих снисхождения при уплате страховых взносов, и 2) размер пенсии гражданина должен определяться исключительно величиной его личных пенсионных накоплений, т.е. суммой выплаченных страховых взносов.

Игорь Щёголев напомнил, что в антикризисном плане правительства речь идёт именно о продлении льготы. Рубен Саакян, как оказалось, не против антикризисного плана, он лишь полагает, что плану этому нужна «более тонкая настройка», и что субсидировать IT-компании – «более правильно».

Директор ООО «1С» Борис Нуралиев высказался от индустрии, сказав, что «льготы очень полезны». Программисты – профессия «экспортно-ориентированная», если не устроит зарплата в рублях, они смогут получить иностранные заказы. Речь идёт всего о двух тысячах компаний, которым положены сегодня льготы. Да, тариф страховых взносов у них пониженный, но зарплаты – высокие, так что взносы, которые выплачивает софтверная индустрия, покрывают затраты ПФР в будущем на выплату пенсий. А вот за субсидиями ещё «побегать придётся», и если компания маленькая, из семи человек (минимальное количество занятых в компании, получающей сегодня льготы – ред.), то вместо того, чтобы разрабатывать конкурентоспособный продукт, гендиректор только добычей субсидии и будет заниматься.

Гендиректор ООО «Яндекс» Александр Шульгин заявил, что хотя его компания льготы не получает, с ростом курса доллара испытывает серьёзные проблемы – трудно удержать специалистов, способных трудоустроиться за рубежом. Между тем именно они, люди в возрасте от 20 до 30, определяют развитие компании и страны на годы вперёд. Так что сейчас «повышать барьер неразумно».

Первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин сказал, что «с учётом количества компаний тяжесть администрирования [субсидирования вместо льготной ставки страховых взносов] будет фантастической», гораздо разумнее сохранение льготы, если их, конечно, сохраняют, а не отменяют вовсе. Инжиниринговые компании в этом смысле находятся в той же ситуации, что и IT-компании, сказал Никитин – и по доле заработной платы в общем объёме издержек, и по ориентированности продукции на экспорт, поэтому льготу мало сохранить, её имеет смысл распространить на инжиниринговые компании.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Леонид Левин поддержал «сохранение и возможное расширение льгот», подчеркнув, что от них зависит будущее всей отрасли.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов сообщил, что с 2010 года число занятых в софтверной индустрии выросло с 300 до 420 тысяч человек, средняя зарплата увеличилась до 84 тысяч рублей в месяц, и это вдвое больше, чем в среднем по России. Для администрирования процесса выделения и распределения субсидий вместо действующих сейчас льгот только Минкомсвязи потребуются дополнительные человеческие ресурсы (он оценил их в 70 человек). Более того, отметил Соколов, с отменой льгот софтверные компании могут уйти в белорусскую юрисдикцию, где действуют преференции, аналогичные тем, которые Минфин предлагает отменить, и платить налоги там.

Игорь Щёголев предложил точнее просчитать последствия отмены льгот, чтобы не попасть в ситуацию, когда компании и правда будут уходить из России, результаты чего «никакими субсидиями не компенсируешь», и ещё раз обратился к представителю Минфина.

Тот был непреклонен: «страхи [введения субсидий] преувеличены», «адресность льгот», «нет критериев для определения компаний, которые имеют право на льготы». Ситуация походила на описанную в классической литературе: «И в третий раз мы сообщаем, что просим за Варравана».

На это Щёголев предложил в оставшееся до апреля время «подумать, чтобы льготы вынести за рамки 2018 года».

Представитель Минфина попросил приступить «хотя бы к предварительной проработке механизма» замены льгот субсидиями, проанализировав связь действующих ныне льгот с экономическим эффектом.

Предложение посчитать последствия отмены льгот устроило всех. Его поддержала, в частности, начальник управления налогообложения юридических лиц налоговой службы Марина Бакчеева, которая сказала, что ФНС «готова подключиться к проработке», попросив, правда, подключить к этой работе Минтруд и Пенсионный фонд.

В разговоре с корреспондентом D-Russia.ru Рубен Саакян по окончании обсуждения признал: если Минфину с цифрами на руках продемонстрируют, что собрать страховых взносов больше, чем собирают теперь, после отмены льгот не получится, аргументировать введение субсидий вместо льгот будет нечем.

На этом обсуждение вопроса о льготах закончилось, и участники перешли к следующему.

Предложения по созданию Центра компетенций по импортозамещению в сфере IT

Напомним, что президент РФ поручил подготовить предложения по созданию на базе Института развития Интернета, Ассоциации разработчиков программного обеспечения (АРПП «Отечественный софт») и Экспертного центра электронного государства Центра компетенций по импортозамещению в сфере IT.

По вопросу о создании Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (пункт 6 поручений президента РФ) выступил руководитель подгруппы «Интернет + суверенитет», президент Фонда информационной демократии Илья Массух. Сейчас IT-директора при реализации проектов обращаются за консультацией либо к западному вендору, либо к консалтинговым компаниям, которые рекомендуют импортные продукты и решения. Цель Центра компетенций по импортозамещению в сфере IT состоит в том, чтобы создать аналогичную экспертизу для отечественных программных продуктов и технологий. Создать центр можно в форме автономной некоммерческой организации с числом сотрудников 10-12 человек. Он рассказал также о предложении Минпромторга включить в число учредителей Центра компетенции, помимо упомянутых организаций, еще и «Ростех», «Росатом», «Роснано» и других.

Основной докладчик по этому вопросу, директор департамента развития секторов экономики Александр Масленников (Минэкономразвития отвечает за это поручение) сообщил о предложениях по созданию Центра компетенций, поступивших от Минпромторга, Минкомсвязи, Минэнерго, Экспертного центр электронного государства, АРПП «Отечественный софт», ФСТЭК.

По итогам 2015 года объем рынка информационных технологий в РФ, рассказал он, достиг 740 миллиардов рублей, из которых 143 миллиарда приходятся на производство ПО, при этом доля импортных программных продуктов в РФ составляет более 75% констатировал Масленников.

Для перехода на использование отечественного программного обеспечения сформирована необходимая нормативная база – федеральный закон от 27 июля 2016 года № 188-ФЗ (о создании реестра российского ПО) и постановление правительства от 16 ноября 2015 года № 1236 о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд. По состоянию на 10 марта в реестр включены сведения о 87 программных продуктах 25 компаний. Ожидается, что в первом полугодии 2016 года в реестре будет 400 записей.

Заказчики ПО нуждаются в методической поддержке при выборе и внедрении отечественных аналогов импортных программных продуктов, а производители ПО должны быть информированы о потребностях, в том числе перспективных, потребителей своей продукции. Центр компетенции, по мнению Минэкономразвития, должен обеспечить:

  • предоставление госзаказчикам информации о российском программном обеспечении;
  • экспертизу проектов, связанных с импортозамещением в сфере IT;
  • предоставление информации о проектах в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • мониторинг и анализ закупок программного обеспечения;
  • анализ совместимости отечественного программного обеспечения с имеющимися аппаратными средствами.

Александр Масленников заявил, что Центру компетенций могут быть переданы и функции оператора единого реестра российских программ.

Организационной формой Центра компетенций Минэкономразвития видит некоммерческую организацию, предпочтительнее в форме автономной некоммерческой организации. В первый год работы Центра компетенций ему может потребоваться государственная поддержка из средств федерального бюджета, а именно — в рамках реализации мероприятий по поддержке разработки и продвижения российского программного обеспечения в соответствии с пунктом 33 «антикризисного» плана действий правительства.

Представитель Минэкономразвития отдельно отметил, что целесообразно посвятить работу Центра компетенции именно программному обеспечению, и подчеркнул, что, по его мнению, решения и рекомендации центра должны применяться теми, кто в них заинтересован, добровольно.

Затем выступил руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов. По его словам, создание реестра российского программного обеспечения и запрет на закупки зарубежного это – «техническая мера», необходимо понимать, что импортозамещение – это не кампания, а стратегическая задача, которая требует от государственных органов долгосрочного планирования и системного подхода к её решению. Если не будет методической и организационной поддержки этих процессов, велик риск того, что госзаказчики станут всячески избегать закупки отечественного ПО, и «тема импортозамещения закончится, не начавшись».

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов рассказал о созданном Минкомсвязью, Минпромторгом и «Ростелекомом» центре компетенций в области телекоммуникационного оборудования и о планируемом создании единого реестра такого оборудования российского производства, а затем вернулся к механизму, прописанному в постановлении правительства – приобретать импортный софт за счёт государственного бюджета возможно только тогда, когда либо нужного продукта нет в реестре, либо он не соответствует «заявленным категориям». В экспертном совете, решающем, вносить ли программный продукт в реестр отечественных, работают восемь чиновников, включая представителя ФАС, а в четверг (17 марта – ред.) Минкомсвязь надеется включить в реестр ещё 240 программных продуктов. Считаем, что «справляемся достаточно эффективно», сказал заместитель министра.

Илья Массух заявил, что возглавляемая им рабочая подгруппа «Интернет + суверенитет» не считает Центр компетенций заменой функций Минкомсвязи и Минпромторга, центр не решает, является программный продукт или оборудование российским или нет, а предоставляет госзаказчику рекомендации, которым тот не обязан следовать.

Никто из участников совещания возражений против плана создания Центра компетенции не высказал.

После этого было решено продолжить доработку предложений по созданию Центра компетенций в рабочей подгруппе.

О корректировке стратегии развития информационного общества

Завершилось совещание выступлением начальника Управления президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрея Липова, который сообщил о предстоящей в 2016 году в соответствии с поручением президента корректировке стратегии развития информационного общества.

Государственная программа «Информационное общество», действовавшая до 2015 года, базировалась на более общем, базовом документе 2008 года – «Стратегия развития информационного общества». Теперь, по истечении восьми лет, стратегия развития информационного общества нуждается в уточнении.

Документ этот должен определить цели IT-развития страны. Что касается работы по достижению этих целей, то это задача подгрупп рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере. Предложения подгрупп должны определить последовательность действий, ведущих к достижению целей («дорожные карты», в терминологии ИРИ), и далее – учёт этих предложений в государственных программах и планах работы органов исполнительной власти.

По словам Липова, необходимость изменений в стратегии вызвана тем, что «информационные технологии шагнули вперёд, оснащённость предприятий, органов власти, государства в целом техническими решениями в этой сфере значительно выросла, изменились внешние вызовы и внутренние возможности, взят курс на импортозамещение».

Корректировка стратегии предполагает выделение и проработку четырёх уровней.

  1. Инженерная инфраструктура как техническая основа информационного общества. Необходимо уточнить перспективы согласованного развития сетей, систем передачи и обработки данных, систем информационной безопасности.
  2. Уровень обработки данных. Речь идёт не столько о персональных данных, сколько о так называемых больших данных. В этой сфере уже  есть положительный опыт, его надо распространить шире.
  3. Уровень сервисов (прикладной уровень). Включает в себя медиасервисы, коммуникационные сервисы, отраслевые системы. Это сфера компетенции подгрупп рабочей группы, согласованные предложения ожидаются от их руководителей.
  4. Верхний уровень «пирамиды» — уровень смыслов, знаний. Нужны законы о едином пространстве знаний – Национальной электронной библиотеке. Предстоит ответить на вопросы: зачем мы развиваем информационное общество, какие ценности оно должно дать государству и гражданам.
Источник: http://d-russia.ru/soveshhanie-v-ap-lgoty-programmistam-centr-kompetenci...