В канун Нового года, когда звуки gingle bells радостно раздаются из праздничных бутиков, и феи колдуют над красавицами в салонах красоты, мы отправились в путешествие по России вместе с Наталией Рей, управляющим партнером компании ConsultPark. Участники PR-клуба проникли в индустрию красоты, познакомились с работой экспресс-студий маникюра и педикюра 4hands и узнали все тонкости франчайзинга крупной федеральной сети.

Наталия Рей развеяла мифы про завоевание столиц, показала подводные камни франчайзинговой системы и дала практические советы. У нее колоссальный опыт в сфере маркетинга и масштабирования бизнеса: институты приглашают читать лекции, а предприниматели обращаются за консультациями. Все советы взяты из жизни и собственных наблюдений. Вот и про сеть 4hands она рассказывает с позиции управляющего. Сегодня 4hands — это 63 салона в 20 городах России, собственная линия косметики и гель лаков, 980 сотрудников и более 250000 постоянных клиентов.

Наталия называет Новосибирск «кузницей франшиз» и заостряет внимание на ошибках: «Мы будем говорить о том, как делать не надо». Многие думают, что выход из региона на Москву обеспечит успех их бизнесу. Возможно это так, но тогда бюджет можно смело умножать на 10. В регионах за те же деньги можно открыть не 10, а 100 экспресс-студий. Другой важный момент – это подбор персонала. Найти нужных людей в столице очень сложно, иногда проще привезти своих. Много приезжих из стран СНГ, но, чтобы их трудоустроить, надо пройти огонь, воду и медные трубы российской законодательной системы. Еще Наталия впечатлена тем, что в Москве не работают практически никакие маркетинговые инструменты, успешно показывающие себя в регионах. «Мы испробовали все, работает только проходимое место», - резюмирует она. Поэтому, если вы собираетесь покорять Москву, надо отдавать себе отчет, для чего это нужно и здраво оценивать возможности.

Наталия дает несколько советов руководителям, которые начинают развивать бизнес на федеральном уровне, продавая франшизы. Нужно сразу подумать над тем, где территориально будет располагаться центр, оценить разницу во времени и наладить систему снабжения. График работы управляющего может варьироваться с 7.00 до 01.00. Франчайзинг – это быстрые деньги, но риски также велики. Одна некачественная поставка может отразиться на репутации всей сети. Поэтому должны быть разработаны четкие алгоритмы открытия, поддержки, маркетингового продвижения, чтобы снять 1500 однотипных вопросов. «Нужно понять, сколько франшиз физически вы можете продать и сможете ли вы их потом обслужить», - отмечает Наталия. Еще для успешной работы бизнеса необходимо регулярное присутствие собственника на местах. Это позитивно влияет на выручку и контроль. Очень важно продумать, в чем будет заключаться ваша «франшизная игла», что будет отличать от конкурентов. Наталия рассказывает про собственное производство косметики, CRM и учебные центры в Москве и Новосибирске, подчеркивая важность стандартов качества и контроля. Ее мнение «бизнесы надо создавать для дальнейшей продажи» вызвало дискуссию. Однако Наталия считает, что только так собственники могут строить прозрачный бизнес, с четкой и понятной структурой, а не держать все цифры в голове.

Особое внимание во франчайзинге отводится формированию правильной команды. Наталия уверена, что на разных этапах жизненного цикла компании надо выбирать подходящих сотрудников. Так, на этапе старта важна семья. И, как правило, семейной паре легко удается справиться с запуском бизнеса. Сотрудников нужно мотивировать процентами, но не назначать им оклад. На этапе роста нужно привлечь профессионалов и не раздувать штат. На третьем этапе зрелости нужны ключевые исполнители. Тут можно уже расстаться с профессионалами, которым требуется высокая зарплата. Главное обеспечить себя лояльными исполнителями. Когда-то все супер-продажи заканчиваются, и на этапе спада надо быть рядом с преданными людьми.  

Наталия говорит, что любит создавать и запускать новые бизнесы, но вместе с тем признается, что «франчайзинг – это роман длиною в жизнь».

Екатерина Вронская
 
 

Фотогалерея