В PR-клубе СибАкадемСофт&Академпарк бывают самые разные открытия. Например, как жить без цели и быть счастливым. Интересно, когда говорит это успешный в бизнесе человек. Бывают совсем другие вещи. Смотришь на себя лет через 10, описываешь, чего достиг, а потом сверяешь жизненный компас. И задаешься вопросом: кто ты на самом деле? Проходишь тест Адизеса, чтобы узнать в себе - предпринимателя, производителя, администратора или интегратора. Или перечеркиваешь все эти клише.

Ценно, что после встреч с яркими людьми, хочется почитать и подумать. А еще рассказать другим. 1 февраля в PR-клубе состоялась жаркая дискуссия с Иваном Чубченко, руководителем Учебного центра 2ГИС, психологом и консультантом. Разговор зашел про теорию поколений. Тема так и называлась «Они другие. Разбираемся с теорией поколений». В зале собралось около 30 участников из разных департаментов и компаний: были здесь специалисты и руководители, ученые и инженеры. Особый интерес был у маркетологов и HR-менеджеров. Согласно статистике, которую привел Иван, молодые люди работают в компаниях не более 2 лет (поколение Y). Можно ли их чем-то удержать? Есть ли секреты?

Мы попытались заглянуть в историю, посмотреть на поколения отцов и детей, влияние на них мировых событий и социальных условий. Социологи связывают эпохи с чертами поколений и выводят закономерности, почему они такие. Так, они выделили в России такие поколения – молчаливое (рожденное с 1923 по 1943), поколение бэби-бумеров (с 1943 по 1963), поколение X, NEXT или TV (1963-1983), поколение Y (1983 – 2003), поколение Z (2003-2013) и совсем недавно началось поколение альфа (с 2013). Есть мнение, что поколения могут наследовать черты предшествующих через 80 лет.

Характеристики поколений имеют под собой основу в виде исторических событий, происходящих в указанный период. Например, на молчаливое поколение повлияла индустриализация и война. Не принято было делиться личным, интересы государства стояли превыше всего, люди чтили законы и разговаривали на кухне. Поколение бэби-бумеров было нацелено на создание светлого будущего, страна поднималась с колен. Поколение X, дети с ключом на шее, самостоятельные и уверенные, должны выполнить программу - в определенное время закончить вуз, желательно с красным дипломом, в определенном возрасте завести детей, найти стабильную работу и там будет счастье. Сценарий «инвестировать сейчас, чтобы радость получить потом» был получен от родителей из предыдущего поколения. Для некоторых счастье так и не наступило, даже после выполнения всех пунктов программы. Поэтому в следующем поколении Y стала актуальной уже другая тема – «живи здесь и сейчас, живи в потоке». Для Y-ков важен немедленный профит. «Не стоит думать, что произойдет через 5 лет, когда мы будем жить уже в другом государстве, тем более откладывать что-то на черный день». Меняются скорости, образование и гаджеты. Все меняется. И установки тоже меняются. Многие мотивационные программы, которые реализуются сейчас, ориентированы на поколение X. Чтобы удержать Y-ков, нужны новые интересные задачи и быстрый результат. И ощущение – «я хороший, самый лучший, мне интересно и весело». Иван предложил идею геймификации рабочего процесса, когда каждый сотрудник с утра становится персонажем игры, выполняет короткие задания, получает значки, продвигается по корпоративному полю, бросает вызовы другим и надевает в конце дня доспехи победителя соревнований.

Теория поколений вызвала много вопросов, кто-то соглашался, кто-то отстаивал свою точку зрения. Сегодня мы все ближе к автоматизации труда, и тем не менее ситуация в бизнесе становится тревожнее. Как будут развиваться рабочие отношения и строиться HR-политика компаний, когда основные позиции руководителей займут X-ы, а специалистов Y-ки? Пока это интересный вызов и тема для изучения социологов будущего. 

Екатерина Вронская

Фотогалерея