Минкомсвязи поручено подготовить и представить в правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта о необходимости согласования с Минкомсвязью России обоснований невозможности соблюдения государственными органами запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следует из протокола совещания у заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича от 4 октября 2017 года.

Конкретно, в документе говорится следующее:

Минкомсвязи России (Н. А. Никифорову) подготовить и представить в правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта правительства Российской Федерации о внесении в постановление правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменений, касающихся:

  • необходимости согласования с Минкомсвязью России обоснований невозможности соблюдения государственными органами запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом решений АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий»;
  • установления дополнительных требований в рамках осуществления государственных закупок отечественного офисного программного обеспечения.

Напомним, согласно требованиям ФЗ-188 и постановления правительства от 16.11.2015 №1236, при госзакупках программного обеспечения следует соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам.
Причём, если закупка российского софта невозможна, заказчик обязан публиковать обоснование невозможности закупки отечественного ПО. Покупать иностранный софт можно только если в реестре российского ПО отсутствует аналогичный российский программный продукт, или если отечественное ПО, включенное в реестр, не соответствует требуемым функциональным и техническим характеристикам.

Ранее экспертами высказывались претензии к механизмам, заложенным в постановление, в частности, говорилось о том, что нынешний порядок позволяет органам власти фактически закупать зарубежное ПО под видом сопровождения или услуг.

На изменение этого порядка был направлен проект изменений о дополнительных требованиях в постановление 1236, опубликованный Минкомсвязью для общественного обсуждения в июне. В нем, в том числе:

1. Специально оговаривается невозможность замаскировать закупку импортного ПО под предоставление услуг, в том числе «облачных» услуг – в случае, например, если программный продукт поставляется по модели SaaS, либо программные продукты устанавливаются на арендуемых заказчиками программно-аппаратных комплексах.

2. Специально оговаривается невозможность замаскировать закупку импортного ПО под оказание услуг по его сопровождению, когда в состав таких услуг входит обновление программных продуктов до следующей версии.

3. Вводится прямой запрет на госзакупки предустановленного импортного ПО вместе с вычислительной техникой в обход процедуры, предусмотренной постановлением правительства 1236.

Аналогичные положения содержатся и в методических рекомендациях по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО, утвержденныхприказом Минкомсвязи в июне 2017 года.
Источник